Четверг, 18.04.2024, 03:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Лебедевой Нины Георгиевны

Меню сайта
Приветствие
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Для комментариев
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Орфограммы в приставках
19.07.2013, 13:22
Методическая разработка урока по теме «Орфограммы в приставках»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная и др.
Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученное, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;
Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умения работать во времени;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование:
Рабочий лист урока Приложение 1, персональные компьютеры с подключением к Internet, слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации слайдов, интерактивные тесты на сайте http://www.saharina.ru, электронный словарь на сайте http://www.gramota.ru.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Запись темы урока
2. Постановка задач урока
 Анализ содержания тестовых заданий ЕГЭ типа А14 (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2009)
Проанализируйте задания и определите блок орфографических правил, регулирующих написание данных слов:

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) не…держанность, чере…чур, бе…ценный
2) пр…ступление, пр…градить, пр…чудливый
3) под…йти, п…знание, зан…весивший
4) пред…дущий, с…грать, сверх…нтересно

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) по…цепленный, о…гадать, по…крепить
2) ра…сеять, в…балтывать, бе..голосый
3) без…ндукционный, меж…гровой, с…мпровизированный
4) бар..ер, солов…и, п…еса

Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Слайд 3:

Во всех ли словах орфограммы находятся именно в приставках? Точно ли сформулирована нами тема урока? Нет. Здесь мы видим и слова с орфограммами, которые граничат с приставками, и орфограммы в сложных словах, и орфограммы в  корне… . Так или иначе, каждый раз мы анализируем орфограмму с точки зрения наличия в ней приставки. Таким образом, можем поставить знак вопроса напротив темы.

Всегда ли человек, знающий правила, правильно пишет? А почему?

Ответить на этот вопрос поможет нам видеофрагмент. Слайд 4
Почёму ошибся Тёма?
Он неправильно проанализировал морфемный состав слова, не знает лексическое значение слова «подьячий».
Таким образом, задачи урока. Слайд 5
повторить орфограммы;
решать орфографические задачи с учётом знаний по фонетике, лексике, морфемике и др.

Приступим к реализации основной задачи. Предлагаем следующий план урока. Слайд 6
Орфоэпическая разминка
Теоретический опрос
Лексико-орфографическая работа
Тренинг
Творческая работа
Контроль / Работа в парах
Подведение итогов урока
Домашнее задание

3. Работа по основной теме урока.
3.1. Орфоэпическая работа.

Расставьте ударение в словах. Слайд 7. (3 человека работают за компьютерами с электронным словарём. Сайт http://www.gramota.ru)
 
123
добыча    прибывший   воспроизведение
асимметрия   закупорить   премировать
вероисповедание  избаловать  обеспечение
договор  завсегдатай  облегчить
приткнутый  озвучение  бездарь

Проверка (учащиеся произносят вслух слова, все исправляют ошибки) Зрительная проверка. Слайд 8

123
добЫча   прибЫвший  воспроизведЕние
асимметрИя  закУпорить  премировАть
вероисповЕдание  избаловАть  обеспЕчение
договОр  завсегдатай  облегчИть
прИткнутый  озвУчение  бЕздарь

- Как связаны данные слова с темой сегодняшнего урока? В них есть приставки, правописание которых регулируется правилами или части морфем, похожие на приставки.
- Укажите слова, образованные бессуффиксным способом. Проверка. Слайд 9
- Назовите слово с иноязычной приставкой (асимметрИя)
- На уроках математики часто сталкиваетесь с однокоренным словом без приставки. Как правильно поставить в нём ударение? (ударение вариативно)
- Укажите слова без приставок. Проверка. Слайд 10
- Сколько приставок в слове воспроизведение? (1 приставка). Проанализируйте словообразовательную цепочку и ответьте на вопрос.

Слова, образованные
 бессуффиксным способом:

ДОГОВОР --------- ДОГОВОРИТЬСЯ
 
БЕЗДАРЬ ---------- БЕЗДАРНЫЙ

- Какое слово имеет лексическое значение «частый или постоянный посетитель»? (завсегдатай).

3. 2. Теоретический опрос.

3. 2.1. Дополните: Слайды 12-17

В русском языке выделяют … групп(ы) приставок ( 3 группы )
Правописание приставок при- и пре- зависит от …(лексического значения)
Приставка при- пишется, если … (обозначает 1) приближение, 2) близость, 3) неполное действие…)
Разделительный Ъ пишется …, например… (после приставок на твёрдый согласный, в сложных словах, в иноязычных словах)
В сложных словах после первого корня пишется...
В слове вз…мать после приставки пишется буква ...

3. 2.2. «Лови ошибку». Слайды 18-22

Найдите ошибку в утверждении и исправьте её, аргументируйте своё мнение
Приставка с- относится к группе приставок на -з, (-с) (нет, она относится к группе не изменяющихся на письме приставок)
Происхождение приставки (русская/ иноязычная) никогда не влияет на условия выбора орфограммы (влияет, например, после иноязычных приставок сохраняется И в корне, например, дезинфекция; в слове «дисгармония» пишется на конце приставки С, а не З перед [г] и т.д.)
В середине слова Ь употребляется только перед буквами Е, Ё, Ю, Я (нет перед И и О: соловьи, бульон)
В слове АД…ЮТАНТ надо писать Ь, так как в середине слов перед йотированными буквами пишется Ь.

- Какие новые или относительно новые слова с иноязычными приставками особенно популярны в настоящее время? антинакипин, суперигра, интерактивный, гиперактивный, антивирус и др. Для современных людей очень важно не только правильно писать слова, но и знать, что они обозначают, это одна из задач, сформулированных нами.

3.3. Лексико-орфографическая работа / по вариантам или по группам/

2 группа - самостоятельная работа с заданием:
 
Замените одним словом с изученной орфограммой Слово
Фруктовые душистые леденцы
Впрыскивание лекарственных веществ непосредственно под кожу, в мышцу, в вену.
Аспирантура в высших военных учебных и некоторых научно-исследовательских учреждениях
Внешние формы сложения животного или внешняя часть здания
Предупреждающий что-л.; предохранительный
Проходящий через Альпы
Вступительная часть к музыкальному произведению


1 группа (совместно с учителем работа со слайдовой презентацией) Ассоциативный словарный слайд- диктант. Записать слова под диктовку, отметить, соответствует ли ассоциативная картинка значению слова:

Слова. Ассоциативные картинки.
 

Слайд 23

г…л…отина

Слайд 24

 гр…л…яж

Слайд 25

спорт…нвентарь

Слайд 26


сверх…индустриализация

Слайд 27

пр…амбула

Слайд 28

шин…он

Слайд 29

 



- Проверьте написанное. Слайд 30. Какие ассоциативные картинки оказались неверными? Объясните лексическое значение этих слов.

Гильотина - орудие для совершения смертной казни (отсечения головы).

Грильяж - шоколадные конфеты с начинкой из поджаренных орехов в сахаре.

Индустриализация - создание крупной, технически развитой промышленности

- Подчеркните слова, имеющие несколько значений.

Трельяж - 1)тонкая решетка для вьющихся растений; 2)переплетение, образуемое вьющимися растениями; 3) трёхстворчатое зеркало
Шиньон - накладные волосы, автомобиль. Слайды 31-32

Проверка. Группа №2.
Самоконтроль. Слайд 33


3.4. Творческая работа.

Составь предложения или текст, включив в них слова с изученными орфограммами. Социализация.

3.5. Контроль

Работа в парах, взаимообучение на персональных компьютерах в сети Интернет, сайт http://www.saharina.ru интерактив , тесты по теме Орфограммы в приставках. Тест №1– нечётные компьютеры, Орфограммы в приставках. Тест №2– чётные компьютеры.

Анализ результатов, консультация

3.6. Дополнительные задания (при наличии времени).
3.6.1. Составьте пары слов, близких или в чём-то совпадающих по лексическому значению:

1. прецедент
2. курьер
3. привилегия
4. приспособленец
5. преграда
6. приставка
7. привратник

Слова для справки: фельдъегерь, прерогатива, курьёз, препона, конъюнктурщик, консьерж, префикс. Объясните свой выбор по порядку 1-7. Проверь себя (пары слов поочередно высвечиваются на экране) Слайд 34
3.6.2. Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении. Чем отличаются данные пары слов? Выполните тестовые задания

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
 3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
 4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.
2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.
4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.
 Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание. Надеть (что-л.). Одеть кого-л. Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать - делать своим, свойственным, присущим себе. Запоминать, выучивать, осваивать Проверка. Код ответов: 1, 4, 2


4. Подведение итогов урока. Какова роль приставки в слове? Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли решить их? Мы повторили блок орфограмм, работали с лексическим значением слов, анализировали морфемную и словообразовательную структуру слова, фонетический облик слова

5. Рефлексивный этап.

6. Выставление оценок за тестирование.

7. Домашнее задание

1) "Оратор” Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

2) Письменные задания по выбору:

Уровень 1. тест на сайте Орфограммы в приставках. Тест №2

Уровень 2. Выбрать упражнение по теме, которая вызывает у вас наибольшие затруднения:

№1. Списать, обозначить условия выбора орфограммы Теплой июньской ноч…ю, когда поверхность крыши блестела от лунного света, генеральша, старшая дочь протод…якона, пр..слушиваясь к солов…иному пению, листала непод…емный двух…язычный словарь, чтобы об…яснить значения слов «ад…ективация», «контр…агент» и «суб…ект». Генеральша обожала грил…яж и бул…он из шампин…онов. По понедельникам она пр…дпочитала сечь креподстных мужичков, а по субботам отчаянно бранила молодежь. В доме стояла необ…яснимая тишь, лишь под окнами были слышны шаги юного ад…ютанта, страстного поклонника генеральши.

№2. Списать, обозначить условия выбора орфограммы

Пр…бывая на отдыхе, пр…зидент пр…успевающей компании пр…верженец новых взглядов и пр…восходный коммерсант, пр…давался воспоминаниям о пр…красных днях, проведенных в Пр…карпатье. Пр…одолев множество пр…град, он наконец смог пр…творить в жизнь свою мечту, пр…был в этот южный город и сразу же пр…ступил к осмотру местных достопр…мечательностей: пр…чудливых построек, пр…зентабельных отелей и пр…стижных магазинов. На пр…морском бульваре он пр…сел на скамье возле пр…пиравшихся с пр…старелым гидом туристов и, пр…глушив звук, включил радиопр…емник. Туристы пр…кратили пр…глупый спор, пр…щурили глаза и, пр…возмогая усталость, пр…ступили к поискам пр…станища.

№3. Списать, обозначить условия выбора орфограммы

1. Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз…грывал жалкую роль палача или предателя… (М.Ю.Лермонтов) 2. Раздражали меня пуще всего эти без…мянные письма. (Ф.М.Достоевский) 3. Ему, впрочем, небез…звестно было, что я кое-что имел… (Ф.М.Достоевский) 4. Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без…нициативным. (Л.Н.Толстой) 5. Энергетикам запрещено вз…мать штрафы за перерасход электроэнергии. 6. Необходимо наладить выпуск меж…нтернатской электронной газеты. 7. Пора уж под…тожить, Как я живу и как вооружен. (М.Светлов). 8. Транс…орданский эмират был создан Англией весной 1921 г. 9. Посему письма сии показались мне не совсем без…нтересными. (Ф.М.Достоевский). 10. Вот тот пиджак, что вы раз…скиваете, посмотрите, он даже не помялся. ( Н. В. Гоголь) 11. За годы войны пед…нститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место. 12. Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез…скусственной красоте. (Л.Н. Толстой)

Уровень 3. Составить текстовый диктант /не менее 15 слов с орфограммами/

Категория: Мои файлы | Добавил: Zoluscha
Просмотров: 3907 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Флаг
Конкурс
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Эволюция
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Банк сайтов
Банк Интернет-портфолио учителей
Конкурс.net
Фраза дня
Наше содружество
Посещения
Погода
Программы
Вход на сайт
Проверка
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz