8) воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение других;
9) воспитывать любовь к родине.
Тип урока: усвоение новых знаний через работу с информационными источниками
Технология: ТРКМ + компьютерная (презентация Power Point)
Методы: поисковый, репродуктивный (составление кластера), используя знания, полученные ранее и на уроке
Форма: индивидуальная и групповая
Оборудование: компьютер с мультимедийной приставкой, сигнальные смайлики
План урока1. Вступительное слово учителя
Стадия: вызов- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодняшний урок русского языка продолжает серию уроков по изучению СПП.
- Мы познакомимся с видами придаточных предложений, используя ТРКМ и информационно-компьютерную технологии. Я, в свою очередь, попытаюсь создать условия для развития критического мышления. Работаем в группах. Данный урок – урок усвоения нового материала.
- Итак, первое задание – Прием
«Корзина идей» - соберем корзину идей: напишите все, что вы знаете о изучаемой теме, т.е. о СПП (записываете отдельные мысли, слова) – время 3 мин.
- зачитаем, что у нас получилось
- Молодцы!
- А сегодня мы должны исследовать именно придаточную часть СПП. Для этого я предлагаю вам вопросы, опираясь на них, Вы исследуете предложенный материал и составите каждая группа свой кластер – Прием Кластер Слайд 3
- У доски составят кластер Горячева Аня и Юля Идрисова.
Слайд 4
Материал для анализа:
В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.
Была та очаровательная пора, когда лес роняет свой убор багряный.
В душе моей постоянно роятся воспоминания, которые возвращают меня в детство.- Сравним кластеры. Все учтено при их составлении, или есть смысл что-то дополнить?
- Итак, мы имеем кластер, в котором 5 пунктов.
- Теперь каждый из вас работает с текстом, что на слайде 5
- Вы должны найти в тексте СПП с придаточными определительными и заполнить таблицу примерами данных предложений, то есть все, что Вы отмечали в кластере, находите в данных предложениях.
Текст для
групповой работы; Слайд 5
1.
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. 2. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших листьев и поискать под березами и елями белые грибы. 3. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. 4. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. 5. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения.
Физкультминутка для глаз – слайд 6Учитель на мониторе компьютера демонстрирует таблицу: Слайд 7
СПП с придаточными определительными№ предл. | Контактное слово
| Место предложения по отношению к контактному слову | Вопрос | Средство связи |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
- Итак, все готовы? Внимательно слушаем ответы и заполняем таблицу в тетрадях.
(Поочередно ученики обеих групп называют предложение и все относительно этого предложения.)
- Проверяем. Мы получили такую вот таблицу Слайд 8
- Какой вывод мы можем сделать?
- Молодцы, хорошо справились с заданием. Вы работали целой командой и ваше успешное выступление – результат общей работы.
Слово учителя.- Ребята, что мы называем синонимами? Как вы думаете. Синонимами могут быть только отдельные слова или предложения тоже?
- Верно. Вот и у СПП с придаточными определительными тоже есть синонимичные конструкции – это предложения с причастными оборотами. Сейчас мы поработаем индивидуально, то есть каждый из вас заменит придаточную часть СПП причастным оборотом и полученные предложения запишет в тетрадь. Таким образом мы попытаемся с вами выполнить одно из заданий ЕГЭ – А26. Слайд 9
Причастный оборот употребляется преимущественно в письменной речи, а придаточное определительное – в разговорной. На это указывал еще А.С. Пушкин. Он говорил: « Мы не говорим «скачущая карета или подметающий дворник», а говорим: которая скачет или который подметает». Итак, за работу.
Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
Горький запах полыни, который смешивается с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе.
Воздух был полон острой свежести, которая бывает только после дождя.(Учитель проходит по рядам и проверяет работу).
- Молодцы. А сейчас подведем итог урока.
Стадия рефлексия.- что изучали сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Что свойственно придаточным определительным?
- Какой синонимичной синтаксической единицей мы можем заменить СПП с придаточным определительным?
- Молодцы!
- А сейчас, ребята, оцените свою работу и полученные на уроке знания сами: если вы все поняли, усвоили – просигнальте веселым смайликом;
Если поняли, но не совсем уверены в своих знаниях – думающим смайликом,
Если ничего не поняли – грустным смайликом.
В заключении мне хочется подарить Вам стихотворение:
Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тищи.
Только бы, ребята, шли ошибки эти
Не от бедности, от щедрости души.
Не беда, коль тянетесь ко многому,
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но когда пробьешься – не сворачивай
И на помощь маму не зови.
Я хочу, чтоб чистыми, удачливыми
Были вы в учебе, в жизни и любви.