Четверг, 25.04.2024, 15:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Лебедевой Нины Георгиевны

Меню сайта
Приветствие
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Для комментариев
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
18.07.2013, 14:20
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Цели: обучающие: 

          1) формировать умения находить главную и придаточную часть в СПП;
          2) формировать умения находить придаточную часть в составе СПП;
          3) дополнить и систематизировать знания учащихся о СПП с придаточным определительным;
          4) создать условия для развития критического мышления;

            развивающие:

          5) развивать умения самостоятельно находить  нужную информацию, анализировать лингвистический материал, делать выводы;
          6) развивать логическое мышление и «языковое чутье»;
          7) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;  

          воспитывающие:

         8) воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение других;
         9) воспитывать любовь к родине.

Тип урока: усвоение новых знаний через работу с информационными источниками

Технология: ТРКМ + компьютерная (презентация  Power Point)

Методы: поисковый, репродуктивный (составление кластера), используя знания, полученные ранее и на уроке

Форма: индивидуальная и групповая

Оборудование: компьютер с мультимедийной приставкой, сигнальные смайлики


План урока

1.      Вступительное слово учителя

Стадия: вызов

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодняшний урок русского языка продолжает серию уроков по изучению СПП.

- Мы познакомимся с видами придаточных предложений, используя ТРКМ и информационно-компьютерную технологии. Я, в свою очередь, попытаюсь создать условия для развития критического мышления.  Работаем в группах. Данный урок – урок усвоения нового материала.

- Итак, первое задание – Прием «Корзина идей»
- соберем корзину идей: напишите все, что вы знаете о изучаемой теме, т.е. о СПП (записываете отдельные мысли, слова) – время 3 мин.
- зачитаем, что у нас получилось
- Молодцы!
- А сегодня мы должны исследовать именно придаточную часть СПП. Для этого я предлагаю вам вопросы, опираясь на них, Вы исследуете предложенный материал и составите каждая группа свой кластер – Прием Кластер  Слайд 3
- У доски составят кластер Горячева Аня и Юля Идрисова.

Слайд  4
Материал для анализа:

В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

Была та очаровательная пора, когда лес роняет свой убор багряный.

В душе моей постоянно роятся воспоминания, которые возвращают меня в детство
.


- Сравним кластеры. Все учтено при их составлении, или есть смысл что-то дополнить?

- Итак, мы имеем кластер, в котором  5 пунктов.

- Теперь каждый из вас работает с текстом, что на слайде 5

- Вы должны найти в тексте СПП с придаточными определительными и заполнить таблицу примерами данных предложений, то есть все, что Вы отмечали в кластере, находите в данных предложениях.

Текст для групповой работы;  Слайд 5

1.                  В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. 2. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших листьев и поискать под березами и елями белые грибы. 3. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. 4. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. 5. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения.

Физкультминутка для глаз – слайд 6

Учитель на мониторе компьютера демонстрирует таблицу:  Слайд 7

СПП с придаточными определительными

№ предл.

Контактное
слово

Место предложения
по отношению
 к контактному слову

Вопрос

Средство связи



- Итак, все готовы? Внимательно слушаем ответы и заполняем таблицу в тетрадях. 

(Поочередно ученики обеих групп называют предложение и  все относительно этого предложения.)

- Проверяем. Мы получили такую вот таблицу Слайд 8

- Какой вывод мы можем сделать?

- Молодцы, хорошо справились с заданием. Вы работали целой командой и ваше успешное выступление – результат общей работы.

Слово учителя.

- Ребята, что мы называем синонимами? Как вы думаете. Синонимами могут быть только отдельные слова или предложения тоже?

- Верно. Вот и у СПП с придаточными определительными тоже есть синонимичные конструкции – это предложения с причастными оборотами. Сейчас мы поработаем индивидуально, то есть каждый из вас заменит придаточную часть СПП причастным оборотом и полученные предложения запишет в тетрадь. Таким образом мы попытаемся с вами выполнить одно из заданий ЕГЭ – А26.  Слайд 9

Причастный оборот употребляется преимущественно в письменной речи, а придаточное определительное – в разговорной. На это указывал еще А.С. Пушкин. Он говорил: « Мы не говорим «скачущая карета или подметающий дворник», а говорим: которая скачет или который подметает». Итак, за работу.

Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

Горький запах полыни, который смешивается с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе.

Воздух был полон острой свежести, которая бывает только после дождя.


(Учитель проходит по рядам и проверяет работу).

- Молодцы. А сейчас подведем итог урока.

Стадия рефлексия.

- что изучали сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Что свойственно придаточным определительным?

- Какой синонимичной синтаксической единицей мы можем заменить СПП с придаточным определительным?

- Молодцы!

- А сейчас, ребята, оцените свою работу и полученные на уроке знания сами: если вы все поняли, усвоили – просигнальте веселым смайликом;

Если поняли, но не совсем уверены в своих знаниях – думающим смайликом,

Если ничего не поняли – грустным смайликом.

В заключении мне хочется подарить Вам стихотворение:


Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тищи.
Только бы, ребята, шли ошибки эти
Не от бедности, от щедрости души.
Не беда, коль тянетесь ко многому,
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но когда пробьешься – не сворачивай
И на помощь маму не зови.
Я хочу, чтоб чистыми, удачливыми
Были вы в учебе, в жизни и любви.



 
Категория: Мои файлы | Добавил: Zoluscha
Просмотров: 2536 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Флаг
Конкурс
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Эволюция
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Банк сайтов
Банк Интернет-портфолио учителей
Конкурс.net
Фраза дня
Наше содружество
Посещения
Погода
Программы
Вход на сайт
Проверка
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz