СОЧИНЕНИЕ-2016-2017
Направления сочинений на этот год: Читать:
«Разум и чувство» М. Булгаков. "Белая гвардия"
«Честь и бесчестие» А. Пушкин. "Капитанская дочка"
«Победа и поражение» А. Островский. "Бесприданница"
«Опыт и ошибки» Л. Толстой. "Война и мир"
«Дружба и вражда» В. Аксенов. "Московская сага"
Примерный список литературы для итогового сочинения. Дата проведения: 7 декабря 2016.
✒Разум и чувство
И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
✒Честь и бесчестие
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
Джек Лондон «Белый клык»,
Л.Н. Толстой «Война и мир»,
В.В. Быков «Сотников»
✒Победа и поражение
Э. Хемингуэй «Старик и море»,
Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
✒Опыт и ошибки
Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»
✒Дружба и вражда
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
Э.М. Ремарк «Три товарища»,
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
В.А. Каверин «Два капитана»
1. «Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие».
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3.«Победа и поражение».
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки».
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда».
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Сочинение 2015
1 направление: "Недаром помнит вся Россия"
"Печально я гляжу на наше поколенье ..."
И скучно, и грустно,
И некому руку подать.
М.Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт своего времени. Про него с уверенностью можно сказать, что характер его творчества определило историческое развитие общества. Большую часть своих произведений поэт создавал, глядя на своё поколение, говоря «печально я гляжу на наше поколенье».
Уже ранние стихотворения Михаила Юрьевича поражают безотрадностью, разочарованностью в жизни и в людях. Он размышляет о том, что его окружает.
Так уже в стихотворении «Бородино» звучит мотив разочарованности в молодом поколении. Он пишет:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
В произведении звучит жалоба на своих современников, дремлющих в бездействии.
Чтобы ответить на вопрос: почему эта проблема волнует поэта, уместно вспомнить слова В.Г. Белинского, который писал, что поэт жил в век «по преимуществу исторический», поэтому все их думы взращены исторической почвой. Критик писал: «Наш век - век сознания, философского духа … размышления».
Лермонтов является ярким представителем этого века. Его «философствующий дух» проявился, на мой взгляд, в стихотворении «Дума». Поэт говорит о новом поколении с горечью и сожалением:
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее - иль пусто, иль темно …
Я считаю, что Михаил Юрьевич не видит будущего у нового поколения…. И главная беда его представителей, по мнению поэта, в бездействии. Пассивность молодых людей он объясняет просто:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели.
Лермонтов не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы», испытывая горечь от того, что его поколение
К добру и злу постыдно равнодушно ….
И перед властию - постыдные рабы.
Тема поколений звучит и в романе «Герой нашего времени», где главный герой наделен типическими чертами человека своей эпохи, своего социального круга.
«Журнал Печорина» полон размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте его поколения в чреде поколений.
Печорин постоянно анализирует свои мысли, поступки и желания. Для него жизнь – пустая и глупая шутка, он лишен веры в свое поколение.
Проблема потерянного поколения волнует Михаила Юрьевича на протяжении всего его творчества. Он вскрыл трагическую двойственность человека «мертвой поры». Гордое неприятие общества переросло в полное отчуждение.
Таким образом, М.Ю. Лермонтов в своих произведениях уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами, и высказывает острую критику в адрес «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу. Также поэт выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят ошибки предшественников и станут достойными сынами своего народа, своей родины.
Роль природы в творчестве М.Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт «золотого века» русской литературы. Его имя знает каждый не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Известность ему принесло творчество, в котором он реализовался как мастер слова.
Талант творца многогранен. Среди его трудов произведения на разные темы. Но есть такая, к которой обращались, обращаются и будут обращаться, наверное, все писатели и поэты, - эта тема природы. У одних она райский уголок, у других пейзаж несет другую смысловую нагрузку.
А какую же роль играет природа в творчестве Лермонтова?
Картины природы, нарисованные художником, обладают, на мой взгляд, душой. Этот мир становится ближе не только поэту, но и нам, читателям. Природа как бы пытается поговорить с нами на своем языке.
Я считаю, что природа у Михаила Юрьевича – это образ. Так в стихотворении «На севере диком стоит одиноко …» тема одиночества раскрывается именно через образ сосны. В первой же строчке мы видим ее, одинокую, окруженную холодом. Но в этом морозном царстве у нее, оказывается, есть друг – это снег. Своей сыпучей массой он укрывает одинокую сосну, а шум ветра убаюкивает ее и раскачивает ветки в такт настроению:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Здесь неслучайна деталь «одета ризой»: одинокая сосна олицетворяется и с одиноким человеком, и со священником, который может облегчить душу. И это, по мнению автора, возможно только вдали от светской суеты, в полном безмолвии.
В таком великолепном убранстве сосна, забыв об одиночестве, погружается в сон. Только в таком состоянии она находит родственную душу – одинокую пальму.
Так через образы природы Михаил Юрьевич высказывает надежду на то, что и в разобщенном мире можно найти близкого по духу человека.
Иную роль играет природа в стихотворении «Парус»: она служит фоном новой картины. Здесь одинок парус в безбрежном море.
Раздумья, одиночество разрушают и свист ветра, и скрип мачты. Они, в свою очередь, пытаются угадать, к чему стремится парус. Но безуспешно:
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит …
Увы, он счастия не ищет …
Возможно, он знает, что счастья просто нет.
Природа, являясь могучим организмом, убеждает его в обратном, стремится вдохнуть в парус новую жизнь, чтобы радоваться попутному ветру.
Большое место отведено пейзажу и в романе «Герой нашего времени». Он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства, переживания.
В раскрытии образа главного героя большую роль играют художественные описания природы. В «Дневнике Печорина» часто встречается пейзаж. Он связан с определенными мыслями, чувствами, настроением героя, что помогает нам, читателям, проникнуть в душу героя, понять многие черты его характера.
Печорин – поэтический человек, страстно любящий природу. Он мастерски описывает ночь с ее огоньками в окнах и «мрачными снеговыми горами». А звездное небо в главе «Фаталист» приводит его к философским размышлениям о судьбе поколения.
Таким образом, пейзаж в творчестве поэта может быть созвучен или противоположен настроению героя, может наводить на раздумья о смысле жизни. Природа может быть фоном и образом. Именно такая роль ей отведена Лермонтовым.