Пятница, 22.09.2017, 05:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Лебедевой Нины Георгиевны

Меню сайта
Приветствие
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Для комментариев
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Разум и чувство

Василий Шукшин "Боря"

Антон Чехов "Брак через 10-15 лет" 

Артур Конан Дойл "Любящее сердце" 

Викентий Вересаев "Состязание" 

«Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» (Эрих Мария Ремарк)

Разум и чувство... Что из этих двух составляющих главнее? К чему мы должны прислушиваться в жизни больше: голосу разума или зову сердца? Именно на эти вопросы заставляет задуматься выбранная мною тема.

На протяжении многих столетий человечество живет, развивается и творит именно благодаря разуму. Именно способностью мыслить люди отличаются от остальных животных. Но каждый из нас наделен и способностью чувствовать. Разум и чувство — это самые главные составляющие человека. По моему мнению, они должны сосуществовать в каждом из нас в гармонии, ибо если человек живет только разумом, то он лишен всех радостей, данных ему жизнью. Если человек живет только чувствами, то велика вероятность, что однажды он совершит опрометчивый поступок, под влиянием эмоций. Впрочем, каждый человек на вопрос, что главнее, дает свой ответ, и об этом рассуждали многие писатели.

Вспомним творчество А.И. Куприна. В повести «Гранатовый браслет» рассказывается история любви бедного телеграфиста Григория Степановича Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Наши герои имеют абсолютно разные представления о том, что в жизни главнее: чувство или разум. Вера Николаевна живет, руководствуясь своим разумом, ее жизнь протекает по заведенному порядку. Ее жизнь — это однообразное существование. А для Желткова любовь к княгине, его чувства, стали смыслом жизни, хотя он прекрасно осознавал, какая непреодолимая пропасть лежит между ними. Но герой выбирает путь, указанный его сердцем, его душой, он любит, и от этого герой счастлив. Посвятив восемь лет своей жизни княгине и не получив в ответ ничего, кроме записки о том, чтобы он прекратил ее преследовать, он умирает. И лишь его смерть привела Веру Николаевну к нему домой и заставила ее понять, что любовь Желткова была той единственной в ее жизни настоящей любовью, о которой мечтает каждая женщина. Ее душа, наконец, возродилась.

Прочитав произведение, мы понимаем, что автору важно было показать, что люди, пытающиеся жить только рассудком, обречены на духовно опустошенное существование, ибо только любовь может дать человеку настоящее счастье.

В качестве второго аргумента хотелось бы привести произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня повести, юная девушка из бедной семьи, влюбляется в богатого дворянина. Она полностью отдалась своим чувствам и не могла даже представить, что ее любимый однажды может предать. Эраст ради денег женится на богатой пожилой вдове, и, узнав об этом, Лиза кончает жизнь самоубийством. Автор повести показывает нам, что любовь — это прекрасное чувство, способное возвысить, преобразить человека, но иногда и способное погубить человека, как это случилось с Лизой. Она забыла обо всем, последовав зову сердца, ее разум, оказавшись на втором плане, не смог ее спасти.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что жить чем - то одним нельзя. Чувства нам даны для ощущения полноты жизни, а разум для совершения правильного выбора. Человек будет жить полноценной жизнью лишь тогда, когда в нем будут гармонично сочетаться разум и чувства.

442 слова

«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, 
мертвы и ничтожны одна без другой»

В. Г. Белинский

Что такое чувство? Правы ли были писатели сентиментализма,  утверждавшие культ эмоции, душевного порыва? Стоит ли вслед за представителями классицизма провозглашать прекрасным лишь то, что разумно? Или разум и чувство - это силы, которые "мертвы и ничтожны одна без другой"? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать сами понятия. Итак, чувство - способность человека испытывать эмоции, а разум - мыслить логично, отвлеченно. Получается, что для кого-то жизнь - постоянные потрясения, всплески, чувства, которые руководят мыслями и поступками. Другие же просчитывают каждый свой шаг, анализируют действия, выискивая наиболее благоприятный вариант развития событий. Чем должен руководствоваться человек, чтобы жить в гармонии с собой и окружающими? В своем сочинении я попробую разобраться в этом вопросе.

Данко и Ларра, Базаров и Кирсанов, Раскольников и Мармеладов - эти и многие другие герои часто оказывались перед сложным выбором между душевным порывом и здравым смыслом. Не стал исключением и один из главных героев романа Л. Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов. Автор показывает нам молодого, только что вернувшегося из-за границы, где получал образование, наследника графа Безухова. Что составляет времяпрепровождение Пьера? День за днем он кутит в компании Анатоля Курагина и Долохова - знаменитостями в мире повес Петербурга.  Человек добрый, искренний, честный, благородный (именно эти качества в нём  ценит и любит Андрея Болконский), в компании "золотой" молодежи герой поддаётся низменным страстям, желаниям. Вместе с Анатолем он много играет, ставит пари, вслед за Курагиным порывается выпить бутылку рома, сидя на окне третьего этажа. Не случайно после этого Пьер оказывается высланным в Москву, да и сам он чувствует себя неловко за свое поведение. Можно ли считать жизнь молодого графа Безухова в этот период достойной, наполненной высокими целями, смыслом? Нет, герой живет только эмоциями, чувствами, не руководствуется советами А.Болконского, его здравыми рассуждениями, не прислушивается к доводам разума, поэтому позже всё в нем самом и вокруг него предстанет  «запутанным, бессмысленным и отвратительным». 

Для того чтобы разобраться, может ли человек жить, отказавшись от эмоций, чувств, идти на поводу своих идей, обратимся к одному из кульминационных моментов произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - подготовке главным героем    убийства старухи-процентщицы. Родиону Раскольникову необходимо ощутить себя избранным и понять, относится ли он  к «необыкновенным» людям, которым «позволено перешагнуть через кровь» ради своей идеи. Кто знает, пошел бы герой «проверять» свою идею, убил бы Алёну Ивановну и ее сестру, если бы не отказался от присущих ему доброты, сострадания, жалости (в том, что герой именно такой человек, убеждает нас его страшный сон из детских воспоминаний)! В связи с этим  мне близко мнение русского писателя и критика С.Аскольдова, считавшего, что  имя Раскольникова  имеет символическое значение: раскол – это  раздвоение героя: «убийство – любовь к ближним, преступление – муки совести, теория – жизнь». Этот перечень можно обобщить парой «разум – чувство». Ф. М. Достоевский показывает, как невыносимо тяжело жить герою, мучаясь от неразрешенных вопросов. Действительно, «ничтожен и мертв» герой, решивший отказаться от чувств в пользу разума.

Чувство. Разум. Закончить свои рассуждения об их взаимодействии мне бы хотелось метафорой известного писателя Х.  Джубрана, который сравнивал разум и чувство с рулем и парусом нашей души. Я так же считаю, что человек не может жить, руководствуясь чем-то одним, ведь здравый смысл и душевные порывы - это две силы, которые «мертвы и ничтожны одна без другой».

Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

   Что такое разум? Что такое чувства? Всегда ли они представляют собой единое целое? Этими вопросами задавался, наверное, каждый из нас. Я думаю, Бог хотел, чтобы разум и чувства составляли в человеке гармоничное единство. К сожалению, далеко не всегда это возможно. Нередко человек живёт эмоциями, которые не контролируются разумом, или, наоборот, холодный рассудок подавляет все чувства.
   На мой взгляд, примером чувств, которые восполняют разум, является главная героиня%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%

Матрёна добра, бескорыстна, сострадательна. Она живёт ради других: выполняет самую тяжёлую мужицкую работу в колхозе, постоянно помогает соседям, ничего не требуя при этом взамен. Большинство людей считают Матрёну глупой и откровенно пользуются её добротой. Но эта женщина, по мнению автора, не глупа – она умна сердцем. И именно сердечность героини восполняет ей недостаток образования и интеллекта.
   Чувства, затмевающие разум, мы можем увидеть%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%

Главная героиня забывает всё, влюбившись в графа Алексея Кирилловича Вронского. Она оставляет нелюбимого мужа, хотя при этом лишается встреч с обожаемым сыном Сергеем, и сходится с графом. Но даже это Толстой мог бы простить своей героине, ведь она отказалась жить во лжи, отказалась скрывать свою любовь, как это делали многие люди её круга. Не прощает же ей автор того, что и в отношениях с Вронским Анна глубоко эгоистична. Она равнодушна к дочке, рождённой от него, потому что постоянно занята мыслями только о том, где сейчас возлюбленный, с кем, любит ли он её по-прежнему. Каренина ослеплена ревностью. Именно ревность и мысли о том, что весь мир создан для того, чтобы приносить ей страдания, настолько затемняют разум героини, что она решает покончить жизнь самоубийством.
   В качестве доказательства, что разум способен охлаждать наши чувства, можно привести пример%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%

Так, Печорин, получивший письмо от Веры, в котором она пишет, что рассказала мужу о своих отношениях с ним и что они расстаются навсегда, вначале поддаётся нахлынувшим эмоциям и бросается в погоню. Но рассудок героя в итоге берёт верх. Печорин понимает, что не сможет воссоединиться с Верой, и, главное, не сможет сделать её счастливой, так как не предназначен для тихой семейной жизни, не умеет радоваться простым человеческим вещам. Как ни горько было герою, он примиряется с тем, что безвозвратно потерял любимую женщину.
   Подводя итог сказанному, хочу сказать, что слова М. Пришвина совершенно справедливы. И хотя несомненно то, что разум и чувства человека должны составлять гармоничное целое, этот идеал далеко не всегда достижим.

Аргументы к проблеме разума и чувств
ОБРАЗЕЦ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
1. Например, Вы выбрали тему «Что важнее при принятии сложных решений – разум или сердце?».
2. Если мы переосмыслим эту тему в проблему (то есть главный вопрос, на который будем отвечать), то следует ответить на вопрос: «К чему должен прислушиваться человек, принимая решения: к разуму или чувствам?»
Далее мы формулируем тезисы.
1. Мир, лишённый теплоты чувств, жесток и бесчеловечен (Гоголь «Шинель», Мёртвые души» (капитан Копейкин), Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди», Замятин «Мы», Хаксли «О дивный новый мир», Брэдбери «451 градус по фаренгейту»).
2. Сердечные порывы бывают очень привлекательны в людях (небогатый Гринёв отдаёт заячий тулупчик Пугачёву; Андрей Болконский подхватывает упавшее знамя и увлекает бегущих солдат в атаку). Но не следует забывать и о том, что поддавшись чувствам, люди могут совершать непоправимые ошибки (Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»).
3. Конфликт разума и чувств может быть разрушителен для человека (Достоевский «Преступление и наказание», Тургенев «Отцы и дети»). 4. Человек может прийти к гармонии разума и чувств (Толстой «Война и мир», Пьер Безухов, Наташа Ростова).
В заключении следует сделать вывод: Разум и чувства должны дополнять друг друга. Прислушиваясь только к голосу разума или полностью отдаваясь чувствам, люди теряют полноту восприятия мира и совершают ошибки.
 
 Пример плана сочинения на тему «Мнимая и подлинная дружба».
1. Пушкин «Евгений Онегин», Онегин и Ленский, отсутствие настоящей духовной близости, «от делать нечего друзья».
Тургенев «Отцы и дети», Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, со стороны Аркадия – подражание, слепое следование за старшим другом).
2. Гончаров «Обломов», Обломов и Штольц, теплота отношений, доверие, забота.
Толстой «Война и мир», Андрей Болконский и Пьер Безухов, интеллектуальная и духовная общность, поиск смысла жизни, страсть к познанию истины)
 
Возможные темы сочинений.
Как Вы понимаете слово «честь»?
Как Вы понимаете слово «совесть»?
Что такое «честь» и «бесчестье»?
Что значит быть человеком чести?
Что есть истинная честь и что есть мнимая?
Как связаны понятия «предательство» и «бесчестие»?
Возможен ли компромисс с совестью?
Устарело ли сегодня понятие «честь»?
Что помогает человеку сделать выбор между честью и бесчестьем?
Почему многие писатели говорили о необходимости быть верным долгу и чести?
Согласны ли Вы с утверждением Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять»? 
Почитать к блоку «Честь и бесчестие» 
Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
Рылеев «Иван Сусанин»
Гоголь «Тарас Бульба»
Лермонтов «Герой нашего времени»
Толстой «Война и мир»
Куприн «Поединок», «Юнкера», «Куст сирени»
Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»
Булгаков «Белая гвардия»
Быков «Сотников», «Обелиск»
Каверин «Два капитана»
Гроссман «Жизнь и судьба»
 
Материал к сочинению на тему «Что такое «честь» и «бесчестье»?»
Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Андреевич Гринёв и Алексей Иванович Швабрин.
1. Социальное положение Гринёва и Швабрина.
Молодой офицер Гринёв и опытный военный, бретёр (вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство) Швабрин.
2. Добрый Гринёв («Вы всякому человеку готовы помочь», - пишет в письме Маша Миронова) и злобный Швабрин (угрозы Маше – «Он обходится со мной очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею…»).
3. Жалостливый Гринёв («Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом. Мне стало жаль бедного старика…»). Жестокий Швабрин.
4. Искренний Гринёв («Во всю дорогу размышлял я о допросах, меня ожидающих… и решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надёжным»). Лживый Швабрин. («В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника»).
5. Честный, принципиальный Гринёв («Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»). Бесчестный, беспринципный Швабрин («С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»).
Толстой «Война и мир» Князь Василий Сергеевич Курагин и князь Николай Андреевич Болконский.
1. Курагин – важный чиновник, влиятельный человек, много лет служит при дворе. Самоуверенный и пустой человек. Общается с людьми ради выгоды. Болконский – пожилой человек с тяжёлым характером, генерал-аншф в отставке, служил во времена Екатерины II, был лично знаком с императрицей, старый товарищ Кутузова, но никогда не пользуется своими связями. Живёт в своём имении Лысые горы. Умный и проницательный человек.
2. Курагин – равнодушен к своим детям. Обеспокоен лишь поиском подходящий партий для них. Ему не свойственны такие качества, как духовное богатство, патриотизм, благородство. Болконский – к детям относится строго, предъявляет высочайшие требования, держится с ними достаточно жёстко, но любит их. Он трудолюбивый человек (мемуары, математика, занятия в мастерской, работа в саду, строительство). Обладает чувством долга, порядочности, благородства. Воспитывает те же качества в детях (Андрей Болконский начал службу в армии с нижних чинов).
Флаг
Конкурс
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Эволюция
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Банк сайтов
Банк Интернет-портфолио учителей
Конкурс.net
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Фраза дня
Наше содружество
Посещения
Погода
Программы
Вход на сайт
Проверка
Поиск
Архив записей

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz