Суббота, 27.04.2024, 13:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Лебедевой Нины Георгиевны

Меню сайта
Приветствие
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Для комментариев
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Готовимся к сочинению - 2017

Итоговое сочинение (изложение)

2017-2018 учебный год

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

«Верность и измена»,

«Равнодушие и отзывчивость»,

«Цели и средства»,

«Смелость и трусость»,

«Человек и общество».

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. «Верность и измена». 
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства» 
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость» 
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество» 
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

            ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ  ЗДЕСЬ             

  «Береги честь смолоду»

"Истинная честь не может терпеть неправду" (Генри Филдинг)

"Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти" (Жан Жак Руссо)

10 произведений для всех направлений

 

 
 

 

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.
В. Г. Белинский
Честь — это желание снискать почести; соблюдать свою честь — это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.
Ф. Вольтер
Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье.
Б. Паскаль
Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
А. П. Чехов
Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
А. Шопенгауэр

Бежать бывает бесчестием лишь для тех, в храбрости которых сомневаются.
Проспер Кребийон

Честного человека можно преследовать, но не обесчестить.
Франсуа Вольтер

Только незапятнанный может победить бесчестных.
Самед Вургу

Стыд — это страх бесчестия.
Аристотель

Честность бесценна, но только бесчестность окупает себя.
Хенрик Ягодзиньский

Бесстыдство — терпеливость души к бесчестию во имя выгоды.
Платон

Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.
Цицерон

Сан бесчестит того, кто его недостоин.
Публий Сир

Возвышение требует порой унижения, а честь достаётся бесчестием.
Фрэнсис Бэкон

Честь от бесчестных — тоже ведь бесчестие.
Публий Сир

Поэт обесчестил Музу, за что получил гонорар.
Аркадий Давидович

Честь и бесчестье равно беспокоят нас, потому что мы отягощены собой.
Дао дэ цзин

Провозгласите право на бесчестие — и все побегут за вами.
Ф. М. Достоевский

Почести украшают честного человека, но позорят бесчестного.
Публилий Сир

СОЧИНЕНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РАЗУМ И ЧУВСТВО" 

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЯ 

ТЕЗИСЫ, АРГУМЕНТЫ 

                    

Честь и бесчестие.  М. БУЛГАКОВ "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Герои: Воланд, Мастер, Маргарита

Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие  пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях. Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью  в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью. Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.

Разум и чувства.  М. БУЛГАКОВ "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Герои: Мастер, Маргарита

Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного. Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.

Честь и бесчестие.  М.А. ШОЛОХОВ. "ТИХИЙ ДОН"

Герои: Степан Астахов, Григорий Мелехов

Литературный пример. БЕСЧЕСТИЕ: В восемнадцать лет Аксинья была выдана замуж за Степана Астахова, но брак не принёс ей счастья. Степан, узнав, что жена досталась ему «нечистой», с первого дня супружества стал избивать её. Кроме того, он пил и постоянно изменял женщине. ЧЕСТЬ: Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах.

Разум и чувства.  М.А. ШОЛОХОВ. "ТИХИЙ ДОН"

Герои: Григорий Мелехов, Аксинья Астахова

Литературный пример: Аксинье Астаховой в жизни изначально не повезло: она подверглась насилию со стороны отца, в дальнейшем терпела побои и унижения от мужа. Вначале Аксинья боится нового чувства: 
«С ужасом увидела она, что её тянет к чёрному ласковому парню... разумом не желая этого, сопротивлялась всеми силами». 
Аксинья, никогда не знавшая любви, отдаётся Григорию целиком, не задумываясь о том, какая участь ждёт её, когда вернётся из лагерей Степан, Героиня только внешне смиряется с потерей любимого человека. После трагической смерти героини, Григорий осознаёт, что и его душа умерла вместе с ней.

Честь и бесчестие. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Герои: Родион Раскольников, Соня Мармеладова

Литературный пример: Раскольников решается на преступление ради своих близких, ведомый жаждой мести за всех обездоленных и бедных людей того времени. Им руководит великая идея -помочь всем униженным, обездоленным и поруганным современным обществом. Однако реализовывается это стремление не совсем благородно. Решение проблемы безнравственности и беззакония не было найдено. Раскольников стал частью этого мира с его нарушениями и грязью. ЧЕСТЬ: Соня спасла Раскольникова от душевного падения. Это для автора самое главное. Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.

Разум и чувства. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Герои: Родион Раскольников

Литературный пример: Либо поступок совершает человек, ведомый чувством, либо поступок совершается под влиянием разума персонажа. Поступки, совершенные Раскольниковым, обычно великодушны и благородны, тогда как под влиянием разума герой совершает преступление (Раскольников оказался под влиянием рациональной идеи и захотел проверить ее на практике). Раскольников инстинктивно оставил деньги на подоконнике Мармеладовых, но потом пожалел об этом. Противопоставление чувств и рациональных сфер очень важно для автора, который понимал личность как соединение добра и зла.

Честь и бесчестие. Л.Н. ТОЛСТОЙ "ВОЙНА И МИР"

Честь: Наташа Ростова, Петя Ростов, Пьер Безухое, капитан Тимохин, Василий Денисов, Марья Болконская, Андрей Болконский, Николай Ростов

Бесчетие: Василь Курагин и его дети: Элен , Ипполит и Анатоль

Аргумент: Патриоты готовы сражаться с французами. Они хотят освободить русские земли. К этой цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов, Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради неё отдаёт жизнь юный Петя Ростов. Всей душой желают победы над врагом Наташа Ростова и Марья Болконская. Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, владевших и старым князем Болконским, и Николаем Ростовым. В то же время писатель убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и Элен. Отнюдь не любовью к Родине (у них нет этой любви) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в действующую армию. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру. Второй старается отличиться, чтобы поскорее вернуть себе офицерское звание, а затем получить награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями Москве скупает по дешёвке вещи...

Разум и чувства.  Л.Н. ТОЛСТОЙ "ВОЙНА И МИР"

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой - надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером того, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с Наташей, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

О чести и бесчестии (аргументы) можно посмотреть здесь 

Примеры готовых сочинений

Итоговое сочинение 

Варианты «мостиков» (переходов от одной части к другой)

От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой. Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному. 

Тип мостика  Его характеристика  Примеры
1. Риторический вопрос  Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора  «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?»
  2. Прямая связь  Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях  «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…»
 3. Переход- соединение  Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…  «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..» 
4. Переход- противопоставление  Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…  «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой»
 5. Внутренняя связь  Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла «Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть. Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…» 
     

Материал с сайта "МОГУ ПИСАТЬ"  

 

Флаг
Конкурс
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Эволюция
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Банк сайтов
Банк Интернет-портфолио учителей
Конкурс.net
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Фраза дня
Наше содружество
Посещения
Погода
Программы
Вход на сайт
Проверка
Поиск
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz