Суббота, 27.04.2024, 15:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Лебедевой Нины Георгиевны

Меню сайта
Приветствие
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Для комментариев
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Итоговое сочинение. Честь и бечестие

Небольшие по объему произведения по направлению "Честь и бесчестие".

Антон Павлович Чехов "Беседа пьяного с трезвым чертом" 

Брайан Ньюэлл "Чего хочет дьявол?"

Александр Твардовский. "Василий Теркин" главы "О герое",  "О награде" 

 

А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Честь и бесчестие. 

Что есть истинная честь и что есть мнимая? 

Что такое честь? Это показатель, по которому общество оценивает моральное достоинство человека, это наш внутренний судья и ограничитель, связанный с оценкой и восприятием таких качеств, как благородство, целомудрие, нравственность, доблесть, честность, совестливость и многое другое. Объективно говоря, в мире грехов и соблазнов являться человеком чести сложно — гораздо легче им казаться, изображать из себя такового, и этот факт подводит нас к рассуждению о том, что же есть в таком случае истинная честь, а что есть мнимая?

В русской литературе существует множество примеров добродетелей, людей честных и правильных по отношению к своим мыслям и действиям, не меньше и тех, чья деятельность насквозь пропитана лицемерием и фальшью. Мнимая честь — это прерогатива слабых и пустых личностей, не умеющих или не желающих жить собственной жизнью, а лишь выдающих себя за совершенно других личностей. Причем зачастую у таких людей ярко выражен полный диссонанс мыслей и действий. Главным показателем мнимой чести является недобросовестность, тогда как в случае с истинной честью совесть стоит на первом месте. У тех, кто лишь притворяется честным человеком, напрочь отсутствует самоуважение, а люди честные, наоборот, в первую очередь руководствуются лишь собственным мироощущением и мировосприятием, честностью и справедливость по отношению к самим себе и к окружающим.

Хорошим примером человека чести является Петр Гринев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Мы знакомимся с его деятельность еще в том возрасте, когда у человека априори не полностью сформирован характер — однако, уже будучи совсем юным, Петр с абсолютно добрыми намерениями благодарит путника за помощь, отдав ему свой тулуп. С течением повести мы все больше убеждаемся в добросовестности этого героя: он сражается за честь своей возлюбленной на дуэли с Швабриным, прекрасно осознавая риск для собственной жизни, однако тут же прощает негодяя, оклеветавшего Марию, поняв, что никакое физическое наказание не сможет проучить подлеца и внушить ему уважение к людям, а, значит, никакое подобное наказание не имеет смысла. И даже собственная жизнь для Петра не входит ни в какое соперничество с чувством собственного достоинства, и потому, когда Пугачев дает герою выбор: умереть или перейти на сторону врага - Гринев без сомнения выбирает смерть. Да, возможно, чувство собственного достоинства вперемешку с юношескою страстностью и необдуманностью в действиях часто играли с Гриневым злую шутку — но со временем, когда эмоции немного утихли, а Петр стал понимать логику своих действий и суждений, его уважение к себе и к людям только усилилось, а чувство справедливости обострилось и заиграло новыми красками. Петр является примером истинной чести, тогда как Швабрин, человек низкий, алчный и глупый, выступает в повести полной его противоположностью.

Сколько бы человек не притворялся тем, кем он не является, рано или поздно общество узнает всю подлую сущность его и обвинит этого человека в бесчестии и безнравственности. К типу людей с мнимой честью относится Грушницкий, герой романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Он время от времени стыдился того, что он армеец, считал этот чин недостойным, и «волочась» за княжной Мэри, всячески унижал себя, пресмыкался перед нею, разбрасываясь наигранными высокопарными выражениями. Герой даже в какой-то момент стал скрывать хромоту, которая, быть может, все это время была лишь частью его образа. Он изображал себя серьезным мужчиной, и, казалось бы, с достоинством и честью относился к своим чувствам, однако в один миг, при одном отказе в чувствах княжна превратилась из «ангела» в «кокетку», любовь испарились, а на её место пришли низкие сплетни и слухи. Грушницкий, будучи типичным представителем «водяного общества», планировал долгое время изображать из себя «героя романа», но вся суть его очень быстро вылезла наружу, и он, позже, связавшись с такими же недостойными личностями, как он, показал полное отсутствие в себе чести и достоинства, решив обманом выиграть на дуэли, за что и поплатился жизнью.

Жить легче или жить правильнее — это тот выбор, который каждый человек делает сам для себя на протяжении всей жизни. Что есть мнимая честь и что есть истинная - понять несложно, каждый из нас является скульптором своей судьбы, однако в любых обстоятельствах стоит помнить цитату А.П. Чехова : «Честь нельзя отнять, её можно потерять».

Читать далее: http://sochinenie11.ru/primeri/538-chto-est-istinnaya-chest-i-chto-est-mnimaya.html

Честь и бесчестие: ложное понимание этих слов.

Часто бывает, что у людей существует ложное понимание слов честь и бесчестие. Иногда достойные и благородные поступки могут расцениваться как преступление. Но бывает, что и аморальный с виду поступок на самом деле намного благороднее подвига героя. Что есть честь в сравнении с бесчестием? На примерах из русской литературы можно рассмотреть эту дилемму.

Например, Пьер Безухов, герой романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого, оказался в сложной ситуации. Конфликт Пьера с Долоховым зарождается из-за поведения графини Безуховой. Толстой описывает эту героиню как развратную женщину. В глазах общества репутация Пьера запятнана. Он пытается защитить свою честь общепринятым способом – на дуэли. И только потом понимает, что истинное достоинство не в том, чтобы убить обидчика, а в умении прощать. На дуэли проявляется настоящая сущность Долохова. Он знает, что Пьер не умеет стрелять, однако не делает никаких попыток, чтобы остановить убийство. Получается, что опозоренный в глазах общества граф Безухов оказался на голову выше этого общества.

Об этом же почти через сто лет после Толстого предлагает подумать  Валентин Распутин.  В  рассказе «Уроки французского» Лидия Михайловна учительница городской школы теряет репутацию ради помощи мальчику. Героиня не только преподает свой предмет, но также следит и за жизнью своих учеников. Лидия Михайловна нашла выход в игре на деньги,  и теперь  герой снова  может купить молоко. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика от шайки бездельников, помогла ему выжить и остаться достойным человеком. С точки зрения юридической и педагогической Лидия Михайловна поступила аморально. Но если взглянуть на ее истинные мотивы, то открываются настоящие качества этой девушки – она благородна, скромна и достойна уважения. Таким образом, неопытная молодая учительница оказалась чутким и опытным педагогом.

Как видим, мы часто оказываемся под властью стереотипов и пытаемся жить, как принято в обществе. Выходит, не всегда общепринятые понятия совпадают с истинными. Жизнь сложнее любых клише, и, чтобы судить о достоинствах другого человека, надо оказаться на его месте.

Я всякую беду согласен перенесть, но я не соглашусь, чтоб пострадала честь" Пьер Корнель

Что такое честь? По моему мнению, честь - это нравственная сила, которая удерживает человека от совершения бесчестных поступков, а именно: лжи, подлости и предательства. Каждый честный человек дорожит ею, во что бы то ни стало старается сохранить. Но иногда, когда стоит выбор между честью и жизнью, люди отдают предпочтение второму и, отступив от своих принципов, теряют первое. Слова Пьера Корнеля: "Я всякую беду согласен перенесть, но я не соглашусь, чтоб пострадала честь" - говорят о том, что при любых обстоятельствах человек всегда должен оставаться верным правилам морали, следовать голосу совести. Доказать мою точку зрения поможет мой читательский опыт. Ведь многие писатели в своих произведениях ставят проблему чести и бесчестия.

Вспомним замечательное произведение Василя Быкова "Сотников". Эта повесть о том, как бесчеловечна война и как она влияет на судьбы простых людей. Герои повести, Сотников и Рыбак, становятся пленниками немецких полицаев. Автор раскрывает всю сущность этих героев именно там. Оказавшись перед выбором, они поступают абсолютно по-разному. Один из героев, Рыбак, хотя и "был неплохим партизаном" и "считался опытным старшиной в армии", но он "решил выжить любой ценой". Герой отступает от честного пути и становится предателем, но остаться живым оказалось еще страшнее и мучительнее, потому что голос совести говорит ему, что он совершил огромную ошибку. Рыбак хочет совершить самоубийство, но судьба лишает его этого легкого решения проблемы. Ему противопоставлен Сотников, который сразу решает "уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством". Ему не страшна смерть, он готов на все, лишь бы не пострадала его честь: "Свою смерть, какой бы она ни была, он должен встретить с солдатским достоинством - это стало главною целью его последних минут". Этот герой является примером для подражания.

В качестве второго аргумента можно привести произведение Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Главный герой повести, Петруша Гринев, воспитывался в семье, где честь стоит превыше всего. Когда он уходит на военную службу, отец дает ему наказ: "Береги честь смолоду". Дальнейшая жизнь преподносит ему множество испытаний, но, даже оказавшись перед лицом смерти, он не нарушил своего слова, данного отцу. Это произведение учит нас тому, каким должен быть настоящий патриот и гражданин своей страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что дорога чести - это очень трудный путь, от которого не отступиться может не каждый. Не каждому под силу сохранить свою честь, но тот, кому это удалось, достоин уважения и восхищения.

"Я всякую беду согласен перенесть, но я не соглашусь, чтоб пострадала честь"

Быть честным или бесчестным – это всегда борьба человека с самим собой, со своими мыслями. Намного легче быть трусом и избегать проблем какими-нибудь корыстными способами, чем стоять до конца, показывая свою храбрость и силу духа. Есть ли жизнь без чести? Честь - это главная черта человека! Ведь если мы узнаём, что человек бесчестный, разве мы будем относиться к этому человеку с достоинством?

Я считаю, что человек встаёт перед выбором (быть честным или бесчестным) тогда, когда перед ним стоит жизненно важное решение, в котором есть только два пути: поддаться своим слабостям и выбрать подлый путь или показать отвагу и остаться верным своему человеческому долгу, быть честным. Только так человек может понять, кто он есть на самом деле, и от этого зависит вся его дальнейшая жизнь. Для подтверждения своих мыслей приведу примеры.

Хороший пример для раскрытия данной проблемы – рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». В этом рассказе повествуется об Андрее Соколове, о человеке, которому было суждено преодолеть много трудностей, которые приготовила ему жизнь. В военные годы его захватили в плен. Его честь не позволяет ему быть рабом, он пытается бежать, но его попытки были напрасны. Находясь в концлагере на, он однажды неосторожно высказался насчёт норм выработки в каменоломне, где работали военнопленные. Высказывание это дошло до коменданта лагеря, и он решил расправиться с пленным. Соколова привели в комендатуру, где гитлеровцы отмечали очередную победу на фронте в России. Подвыпивший комендант предложил Соколу выпить за победу фашистской Германии. Соколов смело отказался. В этот момент, зная, что смерть неминуема, он не уронил чести русского человека, советского солдата, показал невероятную силу духа. Он выпил (наверное, чтобы легче встретить смерть), не закусывая, три стакана водки за победу Красной Армии. Этот поступок настолько поразил коменданта и его подчинённых, что он пощадил русского солдата за его храбрость и верность своей стране, своей армии. На прощанье комендант дал Соколову буханку хлеба и кусок сала. Голодный военнопленный поделился едой с товарищами по бараку. Соколов – пример человека, сохранившего честь и достоинство в невероятных условиях перед лицом смерти.

Проблема чести поднимается и в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней два антипода: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин.

Пётр Гринёв – человек чести. Сколько бы раз судьба ни издевалась над ним, он всегда поступал по чести. Когда Пугачёв захватывает его в плен, Пётр встаёт перед выбором: умереть, но остаться верным присяге и сохранить честь или же остаться в живых, но стать предателем, перейти на сторону Пугачёва. Он выбирает честную благородную смерть. Оставшись всё-таки в живых, он не поддаётся на уговоры Пугачёва и остаётся верен присяге, воинскому долгу. Пугачёва покоряет храбрость и стойкость юного офицера. Он не только дарит Гринёву жизнь, но и помогает спасти любимую девушку.

Швабрин же – полная противоположность Петра Гринёва, в своих поступках он никогда не руководствуется кодексом чести русского офицера: и во время дуэли, когда наносит подлый удар , и тогда, когда клевещет на Гринёва - пишет донос, что Гринёв служил с ним вместе у Пугачёва.

В заключение я хочу сказать, что единственно правильный путь – быть человеком чести. Только такой человек достоин уважения окружающих. Бесчестные люди живут в вечном страхе, они не уверены в себе, таких обычно избегают, с ними не общаются. Им не место среди нормальных людей, они – изгои!

(532 слова)

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.” Платон

«Честь – это достоинство нравственно живущего человека», - писал Д. Лихачев. По мнению ученого, честь заставляет человека действовать, а совесть подсказывает правильное направление действий. Человек, обладающий этими качествами, не только следует лучшему, используя положительный опыт, накопленный поколениями, но и стремится улучшить худшее. Такой человек чувствует ответственность за других, не допускает внутри себя безразличия к происходящему вокруг.

Именно такой личностью, на мой взгляд, является великий ученый-филолог, академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачев. Этот человек прожил долгую жизнь: родился в царской России, пережил Октябрьскую революцию, концентрационный лагерь в Соловках, войну, блокадную зиму в Ленинграде. Он занимался наукой при Сталине, Хрущеве, Брежневе, Горбачеве, Ельцине. В течение всей жизни ученый не боялся заступиться за правую идею, за правое дело. Он не боялся сказать слово в защиту человека, от которого другие отвернулись. Лихачев обладал честью и достоинством писателя. Он не только писал правду в своих трудах, но и отстаивал ее при самых неблагоприятных обстоятельствах. Я не зря начал свое сочинение словами Лихачева. Изучив историю жизни и деятельности ученого, я понял, что этот человек, имея общепризнанный авторитет, способен положительно влиять на мировоззрение современного общества. Его книга «Письма о добром и прекрасном» адресована нам, молодым людям, которым еще только предстоит пройти свой витиеватый жизненный путь. В своих письмах автор передает весь опыт человечества, с его советами легче учиться жизни. Труды Лихачева – это вклад ученого в процесс улучшения худшего, руководство к действию для людей, стремящихся стать высоконравственными личностями.

Честь и достоинство отличали и Андрея Соколова, героя повести Михаила Шолохова «Судьба человека». Жизнь главного героя – это путь от одного страдания к другому: едва уцелел в гражданскую войну, с трудом выжил в голодные двадцатые годы, прошел Отечественную войну, дважды был ранен, перенес ужасы плена. Андрей Соколов сбежал из концлагеря, казалось бы, жизнь должна наладиться, но тут новый удар. Он узнал, что вся семья его погибла, дом разбомбили фашисты. Эти события должны были сломить волю человека, существование могло потерять всякий смысл. Но герой повести обладал честью, силой духа и воли, всеми теми качествами, которые сформировали характер русского человека. Соколов не очерствел, не стал безразличным и безучастным к людям. Встретив мальчика-сироту Ваню, герой повести взял на себя ответственность за его дальнейшую жизнь. Шолохов в своей повести преподал нам частный урок, как человек чести смог улучшить жизнь ребенка, дать ему семью. Я уверен, что благодаря «отцу» Ваня вырастет хорошим человеком.

В заключение я хочу сказать, что и Шолохов, и Лихачев подтвердили постулат древнегреческого философа Платона, отображенного в теме сочинения. Какие бы ситуации не возникли на моем жизненном пути, я всегда буду помнить, что нужно двигаться в сторону улучшения всего несовершенного, руководствуясь морально-нравственными принципами.

Смерть лучше бесчестья (посл.)

Нередко в последнее время слышны рассуждения о том, что утратили  свою актуальность понятия «принципы», «нравственность», «достоинство». Набрав в поисковой системе слова «честь», «бесчестье», вы получите сегодня порядка 146 миллионов результатов (!) и окажетесь в центре противоположных мнений. Да, для кого-то, как и во времена А.Радищева, а позднее А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, ценность составляют незапятнанная репутация, благородство  души человека.  Есть те, кто бравирует отказом от  непреходящих нравственных норм и уверяет в первую очередь себя в том, что и без  достойных уважения убеждений, качеств, поступков можно прожить. «Смерть лучше бесчестья»? Можно ли переступить, пережить  позор, бесславие, поругание чести или, как писал поэт, «…и вы не смоете всей вашей чёрной кровью…»? 

Перелистывая в памяти страницы любимых произведений, понимаешь, как много значило для героев Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.А. Булгакова умение  жить по закону чести. Мне же показалось интересным проследить жизнь  наших современников после их «сделки» с совестью – это те герои, для которых  позор, бесчестие оказались настолько сильны, что порицания окружающих уже не потребовалось. Р.Брэдбери, Л.Улицкая, Б.Вербер, Д.Киз, П.Санаев, Д.Пиколт. Список авторов, чьи произведения убеждают: и сегодня бесчестье страшнее смерти – далеко не полон. Подтверждение этому – Халед Хоссейни  и его роман «Бегущий за ветром». 
Передо мной книга, прочитав которую невозможно продолжать жить безмятежно, безоглядно, не анализируя свои поступки, не задумываясь о последствиях каждого шага. Автор знакомит читателя с кабульским мальчиком Амиром, сыном местного аристократа,  и мы начинаем  день за днём вместе с героем узнавать мир,   светлые и тёмные его стороны. Нам, как и подростку, пока ещё не дано осознать, что каждое мгновение  может стать шагом к чести, памяти, благодарности, а может подвести к черте предательства, позора. И  вполне понятно желание ребёнка, росшего без матери, сделать всё, чтобы понравиться суровому немногословному отцу,  объяснима и ревность Амира по отношению к слуге - другу детства Хасану: слишком тепло относится Баба к презираемому в обществе хазарейцу. Но когда Х.Хоссейни подводит своего главного героя к черте, за которой – бесчестье, разрушенная семья, разорванные связи, сломанные судьбы, искалеченные души, понимаешь, как сложно остаться человеком не на войне, под прицелом врага, а в обыденной жизни. 

Что значил для Амира праздник воздушных змеев? Состязание могло принести подростку долгожданное уважение отца, его любовь,  интерес к сыну - именно на это рассчитывал герой, надеясь с помощью Хасана дольше всех продержать змея в воздухе и быстрее всех найти его. Жизнь распоряжается иначе.

Сцену издевательства Асефа, старого недруга мальчиков, над Хасаном невозможно читать ещё и потому, что видим мы её глазами человека, преступившего закон дружбы, не вмешавшегося в безжалостную расправу над слабым и понимавшего собственные подлость, предательство, низость. Внутренние монологи и маленького струсившего Амира, и известного писателя, которым становится герой, позволяют понять,  что бремя стыда, позора сбросить невозможно: тайное бесчестье, «которое в тиши грызет душу человека» (Томас Манн) страшнее любого приговора!
Ложное обвинение хазарейца в воровстве, вынужденное бегство Хасана из дома, ставшего ему родным, скитания по миру самого Амира в стремлении забыть прошлое, начать жить заново – роман насыщен событиями, но не даёт ответа на вопрос, как избавиться от памяти, освободить самого себя от суда совести. Кольцевая композиция произведения, как замкнутый круг, олицетворяет безысходность этой борьбы и утверждает: бесчестье страшнее смерти. И только в финале романа Х.Хоссейни, позволяя герою вновь оказаться перед выбором: защитить маленького Сохраба или спастись – даёт ему шанс на спасение души.

Интересно, что слово «честь» упоминается в Библии более ста раз, а защите чести и достоинства уделено особое внимание в основном законе нашего государства. Не думаю, что случайно эти столь разные книга и документ единодушны: по всем канонам жить можно, только слушая голос  совести, следуя нравственным законам, а ложь, лицемерие, предательство - «привилегии» жалкого существования, которое страшнее смерти.

Размышления о чести и совести (по произведениям русской литературы ХIX ВЕКА) 

Что значит идти дорогой чести?

Что такое честь? Актуально ли это понятие в наши дни? Многим кажется, что честь – явление устаревшее, больше относящееся ко времени мужчин во фраках и дам с вуалью.
   Проблеме чести как важнейшей нравственной категории посвящена повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Испытание на честь и совесть проходят все герои произведения. Автор ставит героев в такие условия, где особенно ярко проявляются их характеры. «Героями чести» оказываются Василиса Егоровна и Иван Кузьмич Мироновы, решившие, что лучше принять смерть, чем служить самозванцу и убийце. Маша Миронова – девушка совсем юная, но с глубокими моральными принципами, не желающая выходить замуж по расчету, без любви. Даже под страхом смерти она отказывается принять предложение Швабрина, человека бесчестного, не гнушающегося ни лицемерием, ни предательством, ни насилием. Пётр Гринёв, от лица которого ведется повествование, показан человеком чести. Он также отказывается присягать Пугачёву. Чуть позже герой, не раздумывая, бросается спасать честь любимой девушки. И хотя ему пришлось для этого обратиться за помощью к Пугачёву, он по-прежнему остается верен своим принципам. Да и сам Пугачёв, несмотря на то, что предстаёт в повести как бунтовщик и разбойник, всё же оказывается человеком чести. Так, народный предводитель с благодарностью вспоминает тулупчик, некогда подаренный Гринёвым, а также по достоинству оценивает его правдивость. Позднее он вступается за Машу, говоря, что никто не смеет обижать сироту.
   В романе В. Каверина «Два капитана» также представлены два выбора жизненного пути: честный и бесчестный. Главный герой произведения – Саня Григорьев – образец истинно возвышенной души. Выходец из народа, воспитывавшийся в детском доме, этот человек по-настоящему благороден. Он честен, глубоко порядочен, ему ненавистна неправда в человеческих отношениях, лицемерие и какая-либо подлость. Даже в самых непростых ситуациях он не отказывается от этих принципов. Так, он не может молчать, когда узнаёт, что директор школы-коммуны Николай Антонович Татаринов, намереваясь свести личные счёты с учителем географии Кораблевым, хочет подставить его и выгнать из школы. Мальчика не страшит гнев директора, подлого, трусливого, бесчестного и беспринципного человека: он видит несправедливость и не может допустить её. Благородство и порядочность Саша Григорьев пронёс через всю свою жизнь, именно эти качества помогали ему выходить победителем в борьбе с низостью человеческого духа. 
   Таким образом, идти по жизни дорогой чести – это жить согласно моральным и нравственным законам, «по совести». Это было, есть и будет актуально всегда, поэтому понятие чести не устареет никогда, ведь чувство собственного достоинства формирует человека как личность, определяет его взаимоотношения с миром, его жизненный путь.

Аргументы к проблеме чести и достоинства здесь 

Тема чести в произведениях русской классики

 Честь в наши дни

В. Железников "Чучело" 

Флаг
Конкурс
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Эволюция
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Банк сайтов
Банк Интернет-портфолио учителей
Конкурс.net
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Фраза дня
Наше содружество
Посещения
Погода
Программы
Вход на сайт
Проверка
Поиск
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz