Воскресенье, 19.11.2017, 18:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Лебедевой Нины Георгиевны

Меню сайта
Приветствие
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Для комментариев
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

И.А. Крылов


        Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля (2 февраля по старому стилю) 1769 года, в Москве. Его отец — Андрей Прохорович Крылов — армейский офицер, выслужившийся из рядовых. Во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка (ему принадлежит опубликованная анонимно записка «Оборона крепости Яика от партии мятежников», журнал «Отечественные записки», № 52-53, 1824). В Яицком городке Крылов провел раннее детство, во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. В 1775 Андрей Прохорович вышел в отставку с военной службы и поступил на место в палату уголовного суда Тверского наместничества. Семья постоянно нуждалась, к тому же отец вскоре умер (1778). Крылов из милости учился у домашних учителей семьи Львовых, брал уроки французского языка у гувернера детей губернатора.
      С отрочества будущий писатель, помогая потерявшей кормильца семье, служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. В Петербург Крылов переехал в 1782 году с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Якова Борисовича Княжнина, Иван Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и русский поэт Гаврила Романович Державин с женой, покровительствовавшей Крылову. От большинства событий жизни Крылова не сохранилось никаких документов, они восстанавливаются по воспоминаниям современников, о многом можно говорить лишь предположительно. Первые опыты Ивана Крылова. Драматург и издатель
        Иван Андреевич начал литературное поприще как драматург (комическая опера «Кофейница», 1782, трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др., 1786-1788). Вопреки подавляющему большинству тогдашних пьес, две последние основывались на современном автору русском материале. В «Бешеной семье» высмеивались неистовые любовные страсти (предмет небезопасный, учитывая всем известный темперамент Екатерины II), а в «Сочинителе в прихожей» — литератор, униженно пресмыкающийся перед сильными мира сего. Крылов сблизился с ведущим актером русской петербургской труппы Иваном Афанасьевичем Дмитревским, драматургом и актером Петром Алексеевичем Плавильщиковым. Но в конце 1780-х годов Крылов сочинил комедию «Проказники», где под именем Рифмокрада осмеял драматурга Я. Б. Княжнина и его жену, дочь писателя Александра Петровича Сумарокова. За этот памфлет Крылов был по жалобе Княжнина отлучен от театра.В 1788 году Крылов уволился из Горной экспедиции, на много лет оставив государственную службу.
        Писатель начал заниматься журналистикой. Как журналист и издатель Крылов продолжал традиции просветителя, писателя, журналиста и издателя Николая Ивановича Новикова, как мыслитель — традиции философов Просвещения. Крылов установил дружеские связи с издателем Иваном Герасимовичем Рахманиновым, в типографии которого выходило собрание сочинений Вольтера, журналы, в которых Крылов начал сотрудничать. В 1789 Крылов в типографии Рахманинова начал издание сатирического журнала «Почта духов». В журнале в виде переписки гномов, сильфов и других духов давалась широкая сатирическая картина русского общества времен Екатерины.
Журнал был запрещен (последний выпуск вышел в марте 1790), возможно, из-за усилившихся строгостей по причине революции 1789 во Франции, а, возможно, из-за настойчивого педалирования опасной темы «старой кокетки». Вместе с Дмитревским, Плавильщиковым и драматургом Александром Ивановичем Клушиным в 1791 году Иван Крылов основал книгоиздательскую компанию, которая при содействии Рахманинова в 1792 выпустила журнал «Зритель», в 1793 — «Санкт-Петербургский Меркурий». Здесь он также выступал обличителем поврежденных нравов общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры перешел к морализаторству. Открыла компания и свою книготорговую лавку. Запрещен журнал был из-за общих цензурных строгостей, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица. Опала Крылова
       В 1794 году, видимо, из-за истории с журналом Крылов переехал в Москву (а его друг Клушин уехал за границу). С осени 1795 ему было запрещено жить в столицах (но об этом существуют лишь косвенные свидетельства), имя его исчезло со страниц печати. В 1797 Иван Андреевич поступил личным секретарем к генералу князю Сергею Фёдоровичу Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 года был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям. С октября 1801 по сентябрь 1803 года Крылов был правителем дел канцелярии Голицына, назначенного генерал-губернатором Лифляндии после воцарения Александра I. Отход от литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним переломом, пережитым Иваном Андреевичем: отныне он уже не верит в возможность переделки человека литературой, сохраняя преданность идеям Просвещения, предпочитает книжным идеалам практический мужицкий опыт. В ссылке Крыловым был создан цикл стихотворных переложений псалмов, в печати появились несколько его прозаических «мелочей». Возвращение И.А. Крылова в литературу
      В 1800 году для любительского театра Голицыных была написана «шутотрагедия» «Подщипа, или Трумф» — пародия и на «высокую» трагедию Просвещения и на начинающий входить в моду карамзинский сентиментализм. В пьесе был сатирически изображен конфликт между западной цивилизацией (в лице Трумфа) и русской патриархальностью, причем автор высмеял и отвергт и то и другое. «Подщипа» была представлена автором в цензуру в 1807, но была запрещена, впрочем, и без публикации став одной из самых популярных русских пьес, распространяясь в списках. В 1800 Крылов начал стихотворную комедию «Лентяй» (осталась не законченной), в которой декларировал сознательное неучастие в общественной жизни — заветную позицию автора.
      После Риги И.А. Крылов переехал в Москву, здесь и в Петербурге ставились его новые пьесы («Пирог», 1802; в 1807 — комедии «Модная лавка» «Урок дочкам»). Пьесы имели шумный успех и продержались в репертуаре до середины 19 века. Они лишены всякой дидактики, хотя в духе времени и высмеивают увлечение всем иностранным, избыточной сентиментальностью.
      Первая публикация басен Крылова («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») состоялась в 1805 году. Это были переводы из Лафонтена. В 1806 Иван Андреевич переселился в Петербург, где участвовал в постановке своих пьес. Близкие отношения связывали его в течение нескольких лет с актрисой А. И. Белье. Он стал завсегдатаем салона Алексея Николаевича Оленина, под его началом служил в 1808-1810 годах в Монетном департаменте, с 1812, когда Оленин стал директором Публичной библиотеки, Крылов был назначен помощником библиотекаря, с 1816 — библиотекарем с квартирой при библиотеке. Архаист по своим литературным воззрениям, участник «Беседы любителей русского слова» Александра Семеновича Шишкова, сторонник классицизма и наследник баснописцев 18 века (А. И. Сумарокова и др.), Крылов одновременно является создателем реалистической басни, и — шире — вместе с Александром Сергеевичем Грибоедовым и Александром Сергеевичем Пушкиным стоит у истоков литературы русского реализма. В мире басен
     В 1809 году вышла первая книга басен Ивана Андреевича Крылова. Всего им было написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в девяти книгах, был выпущен в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Жана де Лафонтена. Однако реалистическая убедительность образов, острота конфликта между требованиями нравственности и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также реализм языка заставляют видеть в Крылове оригинального художника, реформатора басенного жанра. Басня Крылова лишена сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок [«А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и ягненок»), «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») и мн. др.]. Сближению произведений Крылова с живой речью способствовало использование им вольного русского ямба (за исключением басни «Стрекоза и Муравей» 1808, написанной четырехстопным хореем).
      Многие басни И.А. Крылова касаются наиболее существенных событий общественной и политической жизни России («Квартет», 1811, «Лебедь, Щука и Рак», 1816 — отклики на неполадки в деятельности Государственного Совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Ворона и Курица» и др. — на события Отечественной войны 1812 г.; «Собачья дружба», 1815 — на разногласия среди членов Священного союза и пр.).
      Сатирический пафос басен Крылова отмечал декабрист Александр Александрович Бестужев (Марлинский); о природной оригинальности и национальном характере творчества Крылова, сравнивая его с Лафонтеном, говорили Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин; об обогащении жанровых возможностей басни Крылова упоминал Виссарион Григорьевич Белинский ("...это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира...», Полн. собр. соч., 1955, с. 575).
      На первый сборник басен откликнулся обширной статьей в «Вестнике Европы» В. А. Жуковский (1809). Высоко оценив новаторство крыловского языка, Жуковский все же упрекнул его в использовании «грубых» оборотов речи. Однако для множества современников, от Пушкина до Фаддея Венедиктовича Булгарина, именно «грубый» язык в сочетании с «простецким» взглядом на вещи, были свидетельством коренного преобразования Крыловым принципов русской поэтики. Басни Ивана Андреевича Крылова быстро получили широкую известность, уже в 1824 году в Париже вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский. Дальше следовали переводы на большинство европейских языков. Всероссийский «дедушка»

     

     Памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Скульптор П. Клодт. 1855 

         Сам Крылов чем дальше, тем больше воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Сам писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Уже в 1820-е годы он стал персонажем многочисленных анекдотов, впрочем, всегда благожелательных. До самой старости, однако, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий язык, брал уроки английского. Его ценили и принимали в самых далеких по своим взглядам литературных кружках. По некоторым сведениям, у Ивана Крылова был Пушкин незадолго до дуэли, он же, по свидетельству современников, был последним, кто простился с телом великого поэта на отпевании.
        Официальное признание Крылова двором можно сравнить лишь с признанием Карамзина и Жуковского: в феврале 1812 ему была назначена пожизненная пенсия, в 1820 он получил ордена св. Владимира IV степени, в 1838 — Станислава II степени, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования и не сдавал экзамен) писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности. В 1841 году Крылов оставил службу и поселился с семьей своей «усыновленной крестницы» (вероятнее всего родной дочери). Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник по подписке: 12 мая 1855 памятник работы Петра (Петера) Карловича Клодта «Дедушке Крылову» был поставлен в Летнем саду в Петербурге.
Иван Андреевич Крылов скончался 21 ноября (9 ноября по ст. ст.) 1844 года, в Санкт-Петербурге; похоронен в Александро-Невской лавре.
 
Литературная викторина "Басни И.А. Крылова". 5–6-й классы

Рузаева Татьяна Семёновна, учитель русского языка и литературы

Оформление:
портрет И. А. Крылова; эпиграфы (на доске): "Крылов! Это имя нам дорого с детства" (В. И. Лебедев-Кумач) "Люблю, где случай есть, пороки пощипать" (И. А. Крылов) "Его басни переживут века!" (К. Н. Батюшков)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

                Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца "дедушки И.А. Крылова", как любовно его называет народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
Разминка - словарная работа.

Задание: подобрать антонимы.
               Доброта - жестокость, патриотизм - безразличие, нелюбовь к Родине, трудолюбие - лень, безделье; Скромность - гордость, высокомерие Честность - лживость, враньё, хитрость, вежливость - грубость, неучтивость, ответственность - беззаботность, беспечность; жадность - щедрость Смелость - трусость, робость, отзывчивость - равнодушие, безразличие, ум - глупость; дружелюбие - вражда.
Найди свою пару. 
Задание: прослушав начало одного выражения, отыскать его продолжение.
              А ларчик::просто открывался Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье Знать, она сильна::что лает на слона Оглянуться не успела::как зима катит в глаза Хоть видит око::да зуб неймёт Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться Наделала синица славы::а море не зажгла А Васька слушает::да ест А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать Сыр выпал:.. с ним была плутовка такова
Найди свою вещь.
Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.
               Очки (несколько пар) - Мартышка ("Мартышка и очки") Ноты - Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка ("Квартет") Ларец (шкатулка с замочком) - Механик ("Ларчик") Сыр - Ворона ("Ворона и Лисица") Виноград - Лисица ("Лисица и виноград") Тарелка с ухой - Демьян ("Демьянова уха")
Нарисуй героя.
Задание: нарисовать иллюстрацию к басне.
Игра со зрителями (одновременно).
Задание: в отрывке из басни Крылова "Дуб и трость" автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

Не только солнца я препятствую лучам,
Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,
Стою и твёрд и прям.
Как будто б ограждён ненарушимым миром.
Тебе всё бурей - мне всё кажется зефиром.
Хотя б уж ты в окружности росла,
Густою тению ветвей моих покрытой,
От непогод бы я быть мог твоей защитой;
Но вам в удел природа отвела
Брега бурливого Эолова владенья.
Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

Вопросы на засыпку.
Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.
           Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)
           От кого Ворона получила сыр? (от бога)
           Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)
           На чём играла Мартышка в квартете? ( я - прима; 1-ая скрипка)
           Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)
           Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)
           На каком дереве сидела Ворона? (ель)
           Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)
           Кто была соседкой Моськи? (Шавка)
           Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

Словарь Крылова.
        Басни Ивана Андреевича Крылова написаны почти 200 лет назад, и неудивительно, что при всей их ясности и простоте, встречаются в них слова и выражения, непонятные современным детям.
      Давайте попробуем разобраться, что означают, например, слова:
      Альт - музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. ("Достали нот, баса, альта, две скрипки", басня "Квартет").
      Бас - контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня "Квартет").
      Квартет - ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. ("А, все-таки, квартет нейдет на лад", басня "Квартет").
      Лесть, льстить - угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. ("Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:", басня "Ворона и Лисица").
      Удручена - огорчена, опечалена. ("Злой тоской удручена", басня "Стрекоза и Муравей").
      Неймет - не имеет ("Хоть видит око, да зуб неймет", басня "Лисица и виноград").
      Мурава - молодая трава. ("До того ль , голубчик, было в мягких муравах у нас:", басня "Стрекоза и Муравей").
      Овчарня - хлев (помещение) для овец. ("Думая попасть в овчарню, попал на псарню", басня "Волк на псарне").
      Плутовка, плут - ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах ("С ним была плутовка такова", басня "Ворона и Лисица").
ОТВЕТЫ
Разминка - словарная работа.
Задание: подобрать антонимы. доброта - жестокость патриотизм - безразличие, нелюбовь к Родине трудолюбие - лень, безделье скромность - гордость, высокомерие. честность - лживость, враньё, хитрость вежливость - грубость, неучтивость ответственность - беззаботность, беспечность жадность - щедрость. смелость - трусость, робость отзывчивость - равнодушие, безразличие ум - глупость дружелюбие - вражда.
Найди свою пару.
Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение. А ларчик::просто открывался Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье Знать, она сильна::что лает на слона Оглянуться не успела::как зима катит в глаза Хоть видит око::да зуб неймёт Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться Наделала синица славы::а море не зажгла А Васька слушает::да ест А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать Сыр выпал:.. с ним была плутовка такова
Найди свою вещь.
Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой. Очки (несколько пар) - Мартышка ("Мартышка и очки") Ноты - Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка ("Квартет") Ларец (шкатулка с замочком) - Механик ("Ларчик") Сыр - Ворона ("Ворона и Лисица") Виноград - Лисица ("Лисица и виноград") Тарелка с ухой - Демьян ("Демьянова уха")
Игра со зрителями.
Задание: в отрывке из басни Крылова "Дуб и трость" автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)
Вопросы на засыпку.
Задание: за 1 минуту дать правильный ответ. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6) От кого Ворона получила сыр? (от бога) Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью) На чём играла Мартышка в квартете? ( я - прима; 1-ая скрипка) Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое) Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4) На каком дереве сидела Ворона? (ель) Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году) Кто была соседкой Моськи? (Шавка) Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)
Словарь Крылова. Альт - музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. ("Достали нот, баса, альта, две скрипки", басня "Квартет"). Бас - контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня "Квартет"). Квартет - ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. ("А, все-таки, квартет нейдет на лад", басня "Квартет"). Лесть, льстить - угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. ("Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:", басня "Ворона и Лисица"). Удручена - огорчена, опечалена. ("Злой тоской удручена", басня "Стрекоза и Муравей"). Неймёт - не имеет ("Хоть видит око, да зуб неймет", басня "Лисица и виноград"). Мурава - молодая трава. ("До того ль , голубчик, было в мягких муравах у нас:", басня "Стрекоза и Муравей"). Овчарня - хлев (помещение) для овец. ("Думая попасть в овчарню, попал на псарню", басня "Волк на псарне"). Плутовка, плут - ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах ("С ним была плутовка такова", басня "Ворона и Лисица").
 
 

                                                                         
  
 
 
 
 

Флаг
Конкурс
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Эволюция
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Банк сайтов
Банк Интернет-портфолио учителей
Конкурс.net
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Фраза дня
Наше содружество
Посещения
Погода
Программы
Вход на сайт
Проверка
Поиск
Архив записей

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz